Важным фактором, благоприятно влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов воспитания, является состояние материально-технической базы.
Создание материально-технических условий МБДОУ проходит с учётом действующих санитарно-гигиенических требований. Работа по материально-техническому обеспечению планируется на год в плане финансово-хозяйственной деятельности, отражена в соглашении по охране труда.
Объекты, подвергающиеся анализу. | Состояние объектов | Характеристика оснащения объектов. |
Территория детского сада | удовлетворительное | Территория детского сада занимает 11019 кв.м. На территории имеются зеленые насаждения в виде деревьев и кустарников.Территория МБДОУ благоустроена малыми архитектурными формами, клумбами и цветниками, экологической тропой, аллеями.На территории МБДОУ имеются 12 оборудованных участков для прогулок (отдельные для каждой группы), на которых размещены теневые навесы, игровое оборудование в соответствии с возрастом и требованиями СанПиН.Имеется площадка с дорожной разметкой для ознакомления воспитанников с ПДД.
Имеется специально оборудованная спортивная площадка. |
Здание детскогосада | удовлетворительное | МБДОУ размещено в двухэтажном здании, построенном по типовому проекту. В здании имеется центральное отопление, горячее водоснабжение, канализация.В настоящее время спортивно-оздоровительный корпус официально признан аварийным. Ведутся работы по планированию и проведению его капитального ремонта. |
Наличие и оснащенность специализированных кабинетов, помещений:
№п/п | Наименование кабинетов | Необходимое кол-во | Фактически имеется | Оснащены в % |
1 | Кабинет заведующего | 1 | 1 | 100 |
2 | Методический кабинет | 1 | 1 | 90 |
3 | Групповые ячейки | 12 | 12 | 90 |
4 | Музыкальный зал | 1 | 1 | 90 |
5 | Физкультурный зал | 1 | 1 | 90 |
6 | Сенсорная комната | 1 | 1 | 90 |
7 | Кабинет учителя-логопеда | 1 | 1 | 90 |
8 | Кабинет педагога-психолога | 1 | 1 | 90 |
9 | Медицинский кабинет | 1 | 1 | 100 |
10 | Пищеблок | 1 | 1 | 100 |
Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. В МБДОУ «Детский сад №70» имеются современные развивающие пособия и оборудование, необходимые для осуществления образовательного процесса с дошкольниками: проектор – 1 шт., интерактивная доска – 1 шт, телевизор – 9 шт., магнитофоны – 12 шт. музыкальный центр – 3 шт., стационарный компьютер – 3 шт., ноутбуки – 1 шт., принтер – 2 шт, многофункциональные устройства (принтер, сканер, ксерокс) – 1 шт., сканер – 1 шт.
В 2023 году МБДОУ «Детский сад №70» приобрел Сенсорный настенный логопедический комплекс Logo 7 – это многофункциональное оборудование, используемое для обучения и развития детей. Логопедический комплекс используется в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Так же в 2023 году был приобретен Методический интерактивный комплекс «АЛМИК», который используется в воспитательно-образовательном процессе ДОУ: при организации совместной развивающей деятельности педагога и детей, непосредственной образовательной деятельности, при реализации проектной деятельности, в воспитании и обучении дошкольников с ОВЗ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.
Поэтому, основными направлениями деятельности администрации детского сада по обеспечению безопасности в учреждении являются:
-пожарная безопасность;
-антитеррористическая безопасность;
-обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;
-охрана труда.
В целях обеспечения безопасности пребывания детей и взрослых в детском саду функционируют: автоматическая пожарная сигнализация; система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ); видеонаблюдение по периметру МБДОУ (16 видеокамер); оборудовано аварийное освещение.
В рамках антитеррористической безопасности в учреждении соблюдается строгий пропускной режим. В ход на территорию и в здание учреждения оборудован системой управления и контроля доступом. Ворота, при входе в учреждение, оборудованы домофоном. Территория по периметру ограждена забором. Со всеми воспитанниками и сотрудниками учреждения регулярно проводятся занятия по эвакуации из учреждения на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Детский сад ориентирован на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребенка к жизни в современном обществе.
В МБДОУ оборудованы специальные помещения для проведения работы с детьми:
Музыкальный зал | |
Для проведения организованной деятельности по музыкальному воспитанию, развлечений, досугов, спектаклей, праздников. | |
Физкультурный зал | |
Для проведения физкультурнооздоровительной работы, утренней гимнастики, спортивных развлечений. | |
Логопедический кабинет | |
Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. | |
Кабинет педагога-психолога | |
Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения познавательной, эмоционально-волевой и социально-коммуникативной сфер (индивидуальная и подгрупповая работа). | |
Сенсорная комната | |
Обеспечение психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников образовательного процесса. | |
Медицинский блок | |
Медицинский блок с набором помещений: кабинет приема, процедурная, изолятор. Для проведения эффективной оздоровительной и профилактической работы с детьми. | |
Прачечная | |
Осуществляет обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности пребывания воспитанников в МБДОУ, обработку белья (стирку, сушку, глажение). | |
Пищеблок | |
Обеспечение питанием дошкольника. |
Групповые ячейки, оборудованы в соответствии с возрастными особенностями развития детей для решения образовательных задач и организации всех видов детской деятельности, оснащенные мебелью, игровым оборудованием, игрушками, детской художественной литературой, материалами для организации продуктивной и творческой деятельности.
В детском саду достаточное количество мебели, мягкого инвентаря, игрового оборудования.
В 2023 году в МБДОУ был проведены мероприятия:
– по модернизации системы оповещения;
– косметический ремонт групповых ячеек и спортивного зала;
– приобретение нового оборудования для воспитанников с ОВЗ;
– обновление игровых центров в группах.
Материально-техническая база детского сада постоянно совершенствуется, изменяется и пополняется в соответствии с требованиями и нормами обеспечения содержания детей и организации образовательного пространства.
МБДОУ «Детский сад № 70» – это детский сад, в котором созданы все условия для гармоничного и всестороннего развития ребенка. С целью создания оптимальных условий для всестороннего развития дошкольников в ДОО постоянно обновляется предметно-развивающая среда. Этому вопросу в каждой возрастной группе уделяется серьезное внимание. Так, в новом учебном году в соответствии с введением ФОП ДО оборудованы разнообразные учебные и игровые зоны для воспитания, обучения, развития детей и создания условий для индивидуального самостоятельного творчества детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья).
Предметная среда ДОУ предоставляет ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.
Организуя предметную среду в групповых помещениях, мы учитывали всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, повышало бы показатели их здоровья, психофизические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.
Все пособия, игры, материалы находятся в свободном доступе, расположены на уровне роста детей. Шкафы прикреплены к стенам, столы и стулья соответствуют возрасту детей, промаркированы.
Предметно-пространственная среда соответствует санитарно-гигиеническим нормам, как условие обеспечения безопасности детей, сохраняет физическое и психическое здоровье детей. Вся мебель расположена с учетом источника света и так что бы дети могли свободно передвигаться по группе.
Игры, их оформление, наполняемость, содержание – все соответствует возрасту детей. Используем гендерный принцип для мальчиков и девочек, где девочки и мальчики проявляют свои склонности в играх. Девочки («Парикмахерская», «Семья», предметы женской одежды, украшения). Мальчики (оборудование, используемое при строительстве: отвертки, молоток, пила, щипцы, гайки, шурупы и т.д.), строители разных видов (мелкий, крупный), технику, технические игрушки. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса, где дети принимают активное участие и могут самостоятельно менять материалы и оборудование из одной области в другую.
Созданная РППС обеспечивает всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане. Среда:
– включает материалы, оборудование и инвентарь для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствования их игровых и трудовых навыков;
– обеспечивает учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Наполняемость РППС групп обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации рабочей программы воспитания.
РППС в МБДОУ «Детский сад №70» отражает ценности, на которых строится Программа воспитания, и способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, города МБДОУ «Детский сад №70» и символику МБДОУ «Детский сад №70».
Среда отражает этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которой находится МБДОУ «Детский сад №70».
РППС – заданная укладом совокупность всех предметных ресурсов, обусловливающих реализацию воспитательного процесса в ДОО с учетом их пространственной организации.
Предметно-пространственная среда не только отражает традиционные российские ценности, но и способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Предметно-пространственная среда отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ДОО и включает оформление помещений, оборудование, игрушки.
Ценности | Оформление помещения | Наполняемость |
Родина, природа | Патриотический центр «Тамбов в самом центре России», экологический центр, природа на территории ДОО, центр «Космос» | Государственные символы РФ, символика группы, фото первых лиц РФ и области, художественная литература. Изделия народных промыслов, природный материал, цветы, наборы животных, деревьев, растений, глобус, куклы в национальных костюмах, д\и игры. |
Жизнь, милосердие, добро | Тематические стенды, оформление стен групповых помещений. | Фотовыставки, книги и пособия. |
Человек, семья, дружба, сотрудничество | Центр театрализации и музицирования, центр уединения, стенды для родителей, фотовыставки, выставки творчества. | Художественная литература, книги, пособия, игровое оборудование, с/р игра «Семья», материалы для творчества, фотоальбомы «Моя семья». |
Познание | Центр математики и логики, центр экспериментирования, центр конструирования. | Лаборатория для познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности детей, игрушки и игровое оборудование для с/р игр, игры – головоломки, математические игры, развивающие игры В.В.Воскобовича, конструктор различных размеров и материалов. |
Здоровье, жизнь | Центр двигательной активности, центр безопасности, центр уединения, кабинет педагога- психолога, кабинет учителя – логопеда, спортивный зал, спортивная площадка на территории ДОО. | Спортивное оборудование в группах и спортивном зале, дорожки здоровья, тропа здоровья, с/р игра «Больница». Макеты по ПДД, стенды безопасности, муляжи фруктов и овощей, книги, пособия, стенд настроения. |
Труд | Уголок дежурств, центр природы в группе, огород на подоконнике, город на территории, экологическая тропа. | Оборудование для труда в природе (детские лопаты, грабли), оборудование для с/р игр, набор детских инструментов, куклы по профессиям, д/и, пазлы «Профессии», набор костюмов, книги, пособия. |
Культура и красота | Эстетическое оформление групповых помещений, музыкальный зал, центр природы, центр творчества, центр театрализации и музицирования, выставки детского творчества. | Разные виды театров, музыкальные инструменты, посуда с элементами росписей, ширмы, костюмерные, книги, пособия, картотеки игр, закличек, песен, с/р игра «Салон красоты», набор картинок «Правила поведения», набор картинок «Цветущие растения», материалы для творчества |
Чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, оборудование в группе размещено по секторам (центрам активности), что позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Среда сформирована в соответствии с ФОП и с Рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.
В центре двигательной активности имеется инвентарь и оборудование для физической активности: скакалки, мячи, обручи, кольцеброс, веревка. Есть плакаты и иллюстрации с разными видами спорта, комплексы различных упражнений, гимнастик, физминуток, считалок, подвижные игры и т.д.
В центре творчества воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Здесь размещены краски, карандаши, мелки, кисточки, пластилин, стеки, стаканы-непроливайки, бумага белая, цветная, ножницы, клей, картон и многое другое. Для оформления уголка используем иллюстрации с элементами росписей: городецкой, хохломской, дымковской, филимоновской, гжель и т.д.
Центр театрализации и музицирования. Здесь есть разнообразные музыкальные инструменты: шумовые, струнные, клавишные, духовые, музыкальные игры и музыкальные игрушки; театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Здесь имеются, разного вида театры: пальчиковый, настольный, теневой, кукольный, разнообразные маски, шапочки на голову, предметы ряженья (косынки, юбки, халаты, платки, украшения в виде лент, бус), которые дети с удовольствием используют в музыкальных играх, плясках, инсценировках.
Книжный уголок включает в себя книги с рассказами, сказками, стихами, баснями, есть прекрасные энциклопедии для детей дошкольного возраста в соответствии с реализуемой образовательной программой, открытки с изображением сказочных персонажей, игры с кубиками, «собери картинку и назови сказку», «Из какой сказки этот герой», иллюстрации, альбомы – все это дети используют в играх: «Библиотека», «Книжный магазин», «Почта», «Семья».
В центре безопасности в каждой группе есть макет дороги, имеются дорожные знаки, светофор, транспорт (мелкие машины, автобусы, мотоциклы). Имеется плакаты «Улица с перекрестком», здесь же есть крупный и мелкий строительный материал, который дети активно используют в играх, связанных с правилами дорожного движения. В группе много машин специального назначения: скорая, пожарная, полиция; в наличие много плакатов, журналов, иллюстраций по ПДД и ОБЖ. С их помощью мы с детьми разбираем ситуации, которые возникают или могут возникнуть на дороге.
В центре игры находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в “Больницу” имеются халаты и медицинские приборы (инструменты); для игры в “Парикмахерскую” – парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки; для игры «Магазин» есть витрина и прилавок где размещены различные товары, кассовый аппарат и др. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
В группах есть центры экспериментирования, в котором собран природный материал (шишки, ракушки, камешки, морские звезды, семена растений), прекрасный календарь природы с месяцами, числами, стихами, загадками, приметами, явлениями природы каждого времени года; цветы в соответствии с основными особенностями детей; альбомы, книги, открытки, плакаты и игры по природе. В центре познавательной и исследовательской деятельности имеются различные колбочки, увеличительные стекла, микроскопы для проведения опытов, что вызывает большой интерес у ребят. В развивающем центре собраны дидактические и развивающие игры (где есть пособия по развитию памяти, мышления, внимания, сообразительности, логики, демонстрационный и раздаточный материал для ФМЭП).
В центре коррекции есть демонстрационный материал для проведения занятий, игр по развитию речи, сюжетные и предметные картинки для составления рассказов по ним, есть предметы – заместители (цветные геометрические фигуры разной величины), альбомы, иллюстрации, открытки – все это доступно для ежедневного использования детьми. Имеется большой материал по грамоте: фишки, зеркала, схемы слов и предложений, знаки препинания, картинки на определенные звуки, игры на определение звуков, слогов, слов, альбомы, иллюстрации, книги для детей, ребусы, головоломки.
В центре конструирования размещены разнообразные конструкторы, с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы разных форм и размеров. Ребята нашей группы очень любят играть с конструктором, создавая постройки для различных игровых сюжетов.
Центр логики и математики содержит разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций.
Центр познания и коммуникации обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками.
В каждой группе созданы центры уединения, которые позволяют снять психоэмоциональное напряжение воспитанников.
Наши педагоги, создавая развивающую среду, старались оформить групповые комнаты, раздевалки с учетом возраста, интересов, склонностей детей, их способностей, гендерной принадлежности, так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Эта возможность была реализована в процессе создания в группах мини-музеев различной тематики, организация которых помогла реализовать образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную, стимулирующую и организационную функции. В нашем детском саду созданы такие мини-музеи:
- Мини- музей «Насекомые»;
- Мини –музей «Тамбов – наш край родной»;
- Мини-музей открытки»
- Мини-музей «Метеорология»;
- Мини-музей неваляшки;
- Мини-музей «Русская народная игрушка»;
- Мини-музей «Игрушка – свистулька»;
- Мини -музей матрешки;
- Мини-музей военной техники.
- Коллекция деревянных игрушек.
- Мини-музей «В самом сердце России – Тамбов»;
- Мини-музей космоса;
Мини-музеи являются не застывшей формой. Содержание, оформление мини-музеев постоянно пополняется, изменяется, мини-музей из одной группы переносился в другую группу.
В рамках действующего в МБДОУ детского общественного объединения в «Тамбовчата» в групповых ячейках по профилю отрядов «Тамбовчат» созданы студии: студия «Неваляшки»; студия «Попрыгунчики»; студия «Народные игры»; студия «Любознайки»; студия «Почемучки»; студия «Здоровячек»; «Конструкторское бюро»; «Метеорологическая станция»; студия «Читайки»; студия «Эколята»; студия «Юные краеведы»; студия «Народное творчество».
В Образовательном учреждении созданы условия для информатизации образовательного процесса. В групповых и прочих помещениях Образовательного учреждения имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т. п., плазменные панели). Обеспечено подключение всех групповых, а также иных помещений Образовательного учреждения к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования Интернетом. Использование ЭСО в образовательном процессе соответствует санитарным требованиям и прописано в образовательной программе МБДОУ.
На участке учреждения для прогулок достаточно свободного места для игр по желанию детей. Развитию игровых сюжетов способствует наличие большого количества необходимого выносного материала. На спортивном участке есть турники, где дети могут закреплять полученные знания на физкультурных занятиях: лазать по лестнице вверх и вниз, подтягиваться, лазать по канату, забрасывать мяч в корзину, метать мяч в цель.
В свободном доступе воспитанников имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых, дидактических и игр с водой и песком, для подвижных игр и трудовой деятельности, для художественно-эстетического, познавательного и речевого развития.
Игровая площадка соответствует возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников и безопасна для детей.
Электронные образовательные ресурсы. Электронная библиотека.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям в ДОУ осуществляется на основании действующего законодательства РФ и локальных актов учреждения.
Педагогический персонал МБДОУ имеет возможность доступа через ПК, расположенный в методическом кабинете.
В настоящее время ДОУ не располагает кабинетами, объектами для проведения практических занятий, оборудованных ЭОР, таким образом, воспитанники МБДОУ, а также дети с ОВЗ в настоящее время не имеют возможности самостоятельно использовать электронные образовательные ресурсы.
Для педагогов
Социальная сеть работников образования
Издательский дом «Воспитание дошкольника»
Международный образовательный портал «Maam.ru»
Для родителей и детей
Детский образовательный ресурс «Айкьюша»
Детские онлайн игры “Играемся”
Сайт для умных родителей «Интернет-контроль»
Полезные советы и рекомендации по воспитанию детей
Сайт для мам и не только «Детский сад.ру»
Условия получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов МБДОУ реализует :
Адаптированную образовательную программу, разработанную на основе Федеральной адаптированной образовательной программы.
3) Индивидуальные образовательные маршруты.
Дети с ОВЗ обучаются и получают необходимую коррекционную помощь на логопункте и в группе компенсирующей направленности. Дети-инвалиды обучаются в группах общеразвивающей направленности.
В учреждении созданы все условия для воспитания и обучения детей с индивидуальными потребностями:
— вход в здание оснащен перилами, предупредительными знаками для слабовидящих людей. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание будет предоставлено сопровождающее лицо;
— здание МБДОУ «Детский сад №70» оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности;
— группы наполнены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы.
Лица с ОВЗ речевой направленности участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Дети-инвалиды участвуют в образовательном процессе с учетом особенностей их здоровья.
Для укрепления здоровья и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата оборудован физкультурный зал, спортивная площадка на улице. Для развития психологической культуры личности дошкольника создана многофункциональная сенсорная комната. Педагоги психологи и учителя-логопеды проводят индивидуальные занятия с детьми и консультативную помощь родителям в полностью оборудованных личных кабинетах.
С детьми с ОВЗ работают: учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
К сожалению, в настоящее время учреждение не располагает возможностями доступа воспитанников к информационным системам, информационно-коммуникационным системам, не располагает возможностями использования технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.